Nunquam serium
makkawity.livejournal.com/3775730.html
«Любопытной деталью нгушского /регионального фольклора являются легенды о няшчъа, которые являются местной разновидностью оборотня. Однако это не волк или медведь, а барс, под которым понимается толи снежный барс, то ли почти вымерший кавказский леопард, то ли иная дикая кошка. Обычно няшчъа выглядит как зооморфный монстр, который прикидывается женщиной в темноте или пряча свои уши и хвост под традиционной одеждой. Как правило, оборотни обитают в труднодоступной местности, и без труда могут разорвать человека, который проявил излишнее любопытство или решил напасть, желая получить пушистую шкуру или приняв ее за одинокую женщину в лесу. В этих случаях, нападавший обычно бывает разорван. В остальном, няшчъа описываются как существа довольно дружелюбные и игривые, хотя и осторожные. Они могут исполнять желания людей, если те их накормили или развлекли и дажежить рядом с человеком, выдавая себя за обычную женщину (примерный аналог легенды о царевне-лягушке).
Антропологи полагают, что легенды о няшчъа появились в качестве своего рода защиты, благодаря которым нгушские женщины в традиционном костюме могли путешествовать в одиночку, не опасаясь нападений и преследований. Криптозоологи утверждают, что у легенд есть некоторая основа и даже в конце ХХ века охотники находили в горах Хосетии и Нгушетии следы лап или когтей крупной кошки. А доморощенный историк боевых искусств Эшат Памоев считает, что это древняя и незаслуженно позабытая традиция боевых искусств, уничтоженная в сталинские времена, и своего рода «кавказские ниндзя».
Позывной «Няшчъа» носил один из чеченских полевых командиров, нгуш по национальности, уничтоженный в 2003 году бойцами «Рекса».»

Легенды о персонаже:
Почему #няшчъа после еды умываются.
makkawity.livejournal.com/4612716.html
«
читать дальше